Суббота, 23.09.2017, 13:57
Новые сообщения · Участники · Поиск · RSS
 
Страница 1 из 11
Форум » Консультации специалистов » Консультации логопеда » Проблемы с чтением и письмом.
Проблемы с чтением и письмом.
ежевикаДата: Четверг, 30.06.2011, 00:33 | Сообщение # 1
Консультант
Группа: Форумчанки
Сообщений: 579
Медали
За 250 постов За 500 Постов
Награды: 4
Статус: Offline
Диагноз: дисграфия. Трудности младших школьников при овладении грамотой.

Очень Обидно, когда в тетрадках любимого чада в каждой строчке, в каждом слове, - красные галочки учительницы. Ладно бы не старался, так ведь нет, старается! Но не дается ему грамота – хоть плачь!

Ошибки на письме: «ядлоки » вместо «яблоки», «рбат» вместо «брат», и даже под ударением пишет не то. Хорошо, если квалифицированный учитель вовремя разберется, что причиной тому вовсе не невнимательность. Вовремя – это пока плохие отметки не отбили напрочь всякое желание учиться! Пока не задразнили одноклассники, пока у мамы не опустились руки! Пока школа не стала для малыша Голгофой.

Как малыш пишет.

Так кто же виноват? Эта беда называется дисграфией, или стойким функциональным расстройством письма. Не углубляясь в терминологические джунгли, заметим, что все не так просто, как кажется нам, взрослым, на первый взгляд. Для нас письмо – единый автоматизированный процесс. Для маленького же школьника – это целая цепочка интеллектуальных и двигательных навыков. Сначала ребенок слово слышит, затем понимает его значение и раскладывает на звуки. Теперь нужно синтезировать из звуков графический образ этого слова и перевести его в моторный акт, то есть написать. Если на одном из этапов произошел сбой, то страдает весь процесс.
Корректировать нужно то, что нарушено.
На этапе звучания слова нужно быть уверенным, что ваш ребенок правильно его слышит. Есть слух физиологический – тот, при помощи которого мы воспринимаем все окружающие звуки: мерный стук колес, поезда, шум прибоя, барабанную дробь дождевых капель по стеклу. Музыкальный слух позволяет нам улавливать различные по тону звуки. И, наконец, есть слух речевой – тот, который мы используем при восприятии человеческой речи. Если таковой у ребенка оказывается нарушенным, тогда малыш не в состоянии отличить сходные, близкие по артикуляции звуки. А ведь именно один звук способен исказить, а то и полностью изменить значение слов и даже целого высказывания! Сравните: полка – полька, лук – люк, коза – коса. Обучить грамоте ребенка с нарушением речевого (фонематического) слуха бывает крайне трудно. Очень важна и слухоречевая память, при помощи которой мозг «удерживает» звуки и их написание. А ведь научить этому необходимо! Когда малыш только учится писать, все его внимание направляется на звуковой анализ слова, а иногда и на поиски правильного написания букв. При уже сложившемся навыке письма эти моменты отступают на второй план, а взрослый человек выполняет их автоматически.
Если все в порядке, то в начале обучения письму ошибки носят нестойкий характер и постепенно исчезают. Но нередко бывает так, что ошибок на письме становится все больше и больше, они начинают повторяться и не корректируются простыми тренировками. Это значит, что пора бить тревогу и идти к квалифицированному логопеду. Ни родители, ни учительнице с этим, увы, не справиться.

Симптом – стойкая ошибка.

Не теряйте времени! Если ваш ребенок упорно не запоминает, в какую сторону смотрит буква «с» или куда торчит «закорючка» у «в» и «д», учительница в ужасе от его почерка, а сам он плачет по утрам, если у него в этот день ненавистная «укр.мова» или «русский язык», - возьмите 2-3 исписанные тетрадки - и к логопеду. Может статься, что виноват вовсе не ваш малыш, а дисграфия. Возможно, всего несколько месяцев последовательной работы со специалистом вернут вашему ребенку веру в себя, а вас избавят от мучительного вопроса: почему это происходит именно с вашим мальчиком – он ведь так здорово играет в шахматы!
Но для того, чтобы проблемы остались в прошлом, очень важно эту самую дисграфию правильно классифицировать. Корректировать нужно то, что нарушено. Иными словами, если у вашего малыша кинетическая форма дисграфии, если он не различает сходные по написанию буквы, то ему незачем пока штудировать орфографический словарь. Очень вероятно, что, научившись распознавать, маленький ученик окажется вполне грамотным школьником. Основными симптомами дисграфии являются специфические стойкие ошибки, возникновение которых не связано с нарушением интеллектуального или физического развития ребенка. Симптомы дисграфии следует отличать от так называемой ложной, или эволюционной, дисграфии, которая связана с трудностью распределения внимания между техническими, орфографическими и мыслительными операциями. Не пугайтесь, если ваш ребенок иногда соединяет слова, забывает написание букв, особенно прописных. Бывает, дети пишут буквы зеркально (особенно это характерно для явных и скрытых левшей).
Если такие ошибки единичны и нестойки, то это не дисграфия.

ИТАК:
Симптомы дисграфии
-недостаток звукового анализа влечет за собой пропуск, перестановку или вставку звуков («сенг» или «сенег»вместо «снег»; «дуружно» вместо «дружно»).
- не очень развитый речевой слух может вызвать смешение не письме сходных по звучанию звуков «тавно» - «давно»; «груглый» - «круглый»; «портвель» - «портфель».
- смешение оптически сходных букв. Сравните прописные буквы «в», «д», «у», «з». они очень похожи, не правда ли? Они отличаются только расположением «закорючек».
- если, начав писать первый элемент буквы, ребенок не удерживает в памяти остальные и использует вместо них случайные. Так и появляются ошибки типа: «людит» - «любит»; «села миха» - «села муха»; «спанция» - «станция».
По наблюдениям специалистов, в последнее время такие ошибки участились в связи с необоснованными требованиями безотрывного письма в первом классе. Шестилетнему ребенку очень недостает поэлементного написания букв. А умение вносить поправки по ходу письма (до совершения ошибки) может «воспитаться» только при четкой разработке системы графических упражнений в букварном периоде. Но их сейчас мало. Действующая система все-таки рассчитана на то, что малыш должен «выписываться» дома – школьных часов, к сожалению, недостаточно.

Что делать при дисграфии?

Во-первых, не пугайтесь – дорогу осилит идущий.
Во-вторых, ищите «своего» логопеда. Ведь самое важное в таком ответственном деле – это горящие глаза малыша, его заинтересованность. Ни регалии специалиста, ни высокий статус школы вам этого не гарантируют.
В- третьих, тесное сотрудничество с ребенком. Любите его, помогайте ему поверить в свои силы. Если рядом любящие родители – все малышу будет по плечу!


Безобразие лучше однообразия!!!
 
ChinkДата: Четверг, 30.06.2011, 00:55 | Сообщение # 2
Победитель конкурса "Рукодельница форума"
Группа: Модераторы
Сообщений: 3082
Медали
За 250 постов За 500 Постов За 1000 Постов
Награды: 9
Статус: Offline
ооооочень интересно.
вопрос - с какого возраста можно говорить о нарушении? именно у первоклашки? а если ребенок раньше, скажем, лет в 5.5-6 так пишет (зеркально и закорючки не в ту сторону) - это еще не повод для волнений?


Опоздавшему поросенку - сиська возле попы!!
 
ежевикаДата: Четверг, 30.06.2011, 01:07 | Сообщение # 3
Консультант
Группа: Форумчанки
Сообщений: 579
Медали
За 250 постов За 500 Постов
Награды: 4
Статус: Offline
Именно у первоклашек трудности появляются больше со второго полугодия, когда начинают писать тексты. В 6 лет может быть неустойчивый навык письма, ребь только учится. Для профилактики исключаем левшество, проверяем пространственные ориентировки, как различает лево-право, ориентировку на листе бумаги - верх, низ, левый/правый верхний /нижний угол, середина.

Безобразие лучше однообразия!!!
 
ChinkДата: Четверг, 30.06.2011, 01:38 | Сообщение # 4
Победитель конкурса "Рукодельница форума"
Группа: Модераторы
Сообщений: 3082
Медали
За 250 постов За 500 Постов За 1000 Постов
Награды: 9
Статус: Offline
Quote (ежевика)
Для профилактики исключаем левшество, проверяем пространственные ориентировки, как различает лево-право

ну в 5 лет, думаю, многие дети путают левую и правую руку. неее, не когда ложку держат, а когда говорят, мол, крутим правой рукой... а какая там у них закрутицца, хз crazy

ну, допустим, путает лево-право. с какой уверенностью можно сказать, что перед нами скрытый левша? и главное - что с этим делать? как исправлять кривопись?


Опоздавшему поросенку - сиська возле попы!!
 
ежевикаДата: Четверг, 30.06.2011, 13:19 | Сообщение # 5
Консультант
Группа: Форумчанки
Сообщений: 579
Медали
За 250 постов За 500 Постов
Награды: 4
Статус: Offline
Есть тесты на определение скрытого левш-ва - переплетённые пальцы и др, есть в инете, поищи. Но тесты, это всего лишь тесты, я по ним выхожу 100% скрытой левшой, хотя всё делаю правой:))).
Что делаем: если левша, то теперь не переучивают, а учат ориентироваться в пространстве, различать лево-право и др. Универсальная игра ДА-НЕТ.(линейная) В одну линию раскладываем картинки или фигурки или буквы (если знает). Даже если не левша, то очень полезная игра.

А Б В Г Д
Алгоритм игры:
1. выделяем середину: Я загадала букву, чтобы её найти, сначала нужно найти букву, которая находится в середине. Это буква В? НЕт
2. Различаем лево-право. Это буква находится справа от буквы В? НЕт.
3. Эта буква находится слева от буквы В. Да.
4. Это буква Б? ДА.
Потом количество картинок/букв увеличиваем, но всегда нечётное, чтобы была середина 7, 9 11. Больше не даём, ибо 6-7летние не воспринимают. И везде ищем середину, например:

ЙЦУКЕНГШЩ
Это буква Е? НЕт.
Эта буква находится слева от буквы Е? ДА. В левой стороне ищем середину. В правой стороне осталось 4 буквы, их можно закрыть, чтобы не отвлекали внимание.
ЭТо буква У? Нет.
Эта буква находится справа от буквы У? НЕт
Слева от У? Да.
ЭТо Й? Да. и т.д.
Далее буквы располагаем не в одну линию, а на всей плоскости листа, алгоритм поиска тот же, но вопросы другие. В верхней/нижней части листа. В левом верхнем углу, в правом нижнем.
Сами буквы не только пишем, но и лепим, выкладываем из палочек, бусинок, фасоли и других подручных материалов, вырезаем и наклеиваем, рисуем на песке. Хорошо играть с буквами из магнитной азбуки (объёмные). Угадай букву на ощупь, достань из коробки/мешочка букву А, не подглядывая.
А потом открываем почту, я там тебе перешлю альбом по коррекции оптической дисграфии, распечатываем листы и занимаемся по ним:)))).
Надеюсь алгоритм игры понятно описала, он только кажется немного нудным, на самом деле дети играют с удовольствием, особенно, если они загадывают букву, а взрослый "пытается" угадать.


Безобразие лучше однообразия!!!
 
ChinkДата: Четверг, 30.06.2011, 14:08 | Сообщение # 6
Победитель конкурса "Рукодельница форума"
Группа: Модераторы
Сообщений: 3082
Медали
За 250 постов За 500 Постов За 1000 Постов
Награды: 9
Статус: Offline
письмо получила.
спасибо.
то есть нам уже пора по этому альбому заниматься? или надо определенного возраста ждать?


Опоздавшему поросенку - сиська возле попы!!
 
ежевикаДата: Четверг, 30.06.2011, 14:42 | Сообщение # 7
Консультант
Группа: Форумчанки
Сообщений: 579
Медали
За 250 постов За 500 Постов
Награды: 4
Статус: Offline
Quote (Chink)
то есть нам уже пора по этому альбому заниматься? или надо определенного возраста ждать?

Знания лишними не бывают:)). Сначала поиграйте в да-нет. Если у Артёма будет интерес и желание, то почему бы и не порисовать в альбомчиках? Первые альбомы рассчитаны скорее на профилактику. Предложи ненавязчиво!!! порисовать, по-одному листочку в день или по половинке. Последние 2 альбома уже корректирующие больше и трудно ему будет, там уже нужно уметь читать. Или выбирай более лёгкие задания, чтобы справлялся. Попробуйте, но помним про регулярность, лучше понемногу, но каждый день, чем раз в неделю весь альбом.


Безобразие лучше однообразия!!!
 
Форум » Консультации специалистов » Консультации логопеда » Проблемы с чтением и письмом.
Страница 1 из 11
Поиск:

Меню сайта
Форма входа
объявление
статьи
20.08.2011
Почему мы сходим с ума от ревности?
15.08.2011
Что подарить ребенку?
27.03.2011
Гиперактивный ребенок. Как с ним справляться?
22.03.2011
"Я не знаю, чего я хочу"
22.03.2011
Категоричность-помеха в личном общении.
фото минуты
фото предоставлено
реклама
мой город
РобинЗООН
...
Статистика